phone +7 (918) 463-5253
email info@raduga-talant.ru

Музыкальный ребенок: обучение и здоровье

(Несколько советов родителям о режиме детей, занимающихся музыкой)


   Родителей, дети которых обучаются в музыкальной школе, интересуют различные вопросы, связанные с обучением, образом жизни ребенка и семьи, что совершенно естественно.

   В дошкольном возрасте (%-: лет) приобщение к музыке можно уподобить освоению почвы и закладке надежного фундамента. Дети в этом возрасте непоседливы, чрезмерно активны в своих движениях ( в большинстве случаев), и потому задача родителей, желающих приобщить своего ребенка к музыкальным занятиям,- уделить особое внимание подготовительному периоду. Занятия могут проходить как в стенах музыкальной школы (подготовительное отделение), так и вне ее — в домашней обстановке, что означает полное подчинение себя активному и регулярному выполнению педагогических функций.

   Регулярные посещения концертов для самых маленьких служат надежными стимулами для развития у ребят увлеченности музыкальными занятиями, что, безусловно, будет способствовать дальнейшим успехам. Такая атмосфера заинтересованности у подготовленных ребят поможет сделать процесс обучения не только логически понятным, но и эмоционально увлекательным. Уже через год их восприятие музыки станет активно творческим.

   Для того чтобы слушание музыки (на концерте) носили более или менее законченный характер, полезно после концерта побеседовать с ребенком. Дело в том,что при обмене впечатлениями достигается большая заинтересованность, все постигается ребенком глубже. Ведь подобно тому что мы учим ребят не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление природы, но и размышлять о нем, так и музыку надо не только слушать и слышать, но и размышлять о ней. Чтобы музыка входила постепенно в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Именно так, к удовольствию родителей, у ребят появятся любовь и уважение к творчеству.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ РЕБЕНКА К ЗАНЯТИЯМ МУЗЫКОЙ.

   Нередко отсутствие этого немаловажного условия является тормозом для полноценных занятий, психически травмирует ребенка. Даже при незначительной нагрузке начинаьт болеть руки; но куда хуже, когда неопытные родители начинают заниматься самодеятельностью, укрепляя мышцы и кисти рук малыша теми упражнениями и спортивными занятиями, которые в данном случае противопоказаны, могут нанести дополнительно непоправимый вред. Нужно ли повторять, что сочетание полноценного здорового питания, посильного труда и отдыха, солнца, воздуха и воды — все это целебный и ничем незаменимый источник здоровья. Прогулки на свежем воздухе, пробежки, ходьба — все это способствует укреплению физической подготовленности. Одно из лучших средств для физического развития будущих музыкантов — инструменталистов — плавание.

КАКИМИ ВИДАМИ СПОРТА НЕЖЕЛАТЕЛЬНО УВЛЕКАТЬСЯ БУДУЩЕМУ ИНСТРУМЕНТАЛИСТУ?

   Настольным теннисом, большим теннисом (можно лишь готовому инструменталисту), верховой ездой, волейболом, баскетболом.

   Всякое злоупотребление содержит в себе собственное наказание. Избегайте тех видов спорта, в занятиях которыми присутствует неизбежное сомкнутое положение кисти или ее фиксация, частые травмы.

   Можно предложить следующие упражнения для ребят со слабо развитыми мышцами кистей и пальцев рук (выполнять 2-3 раза в день от 5 до 10 мин., постепенно увеличивая время).

   Упражнение 1. Руки вытянуты перед собой. Кисти и пальцы опущены и расслаблены ;когда руки станут тяжелыми , их «роняют»

   Упражнение 2. То же в положении руки вверх, при несколько согнутом предплечье.

   Упражнение 3. Широко раздвинуть пальцы руки, все пальцы, кроме большого, опускать на ладонь (ногтевые фаланги не сгибать).

   Упражнение 4. Для выработки самостоятельных движений каждого пальца в отдельности: ударять по подушечке большого пальца последовательно подушечками указательного, среднего, безымянного и мизинца. Опускать и поднимать пальцы энергично.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКОЙ С ДЕТЬМИ 6-7-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА.

   Ребенок, став учеником, продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. Необходимо уметь проникнуть в духовный мир ребенка. Только тот становится настоящим воспитателем, кто никогда не забывает, что сам был ребенком. Ведь познание мира не сводится только к усвоению знаний. Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами и делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки.

   Каждый родитель ежедневно должен повторять: « Знаю ли я, чем живет ребенок каждый день, что у него в душе? Смогу ли быть всегда справедлив к ребенку?»

   Говоря о специфике условий для полноценных занятий, мы не должны забывать о перегрузках. Многие родители « страдают» желанием определить своих детей в разные кружки, чтобы узнать, в каком из них лучше проявятся способности ребенка.

   Хочется обратиться к родителям: не перегружайте детей, не старайтесь сделать их вундеркиндами раньше времени. Не ориентируйтесь на примеры ваших друзей и приятелей, дети которых стараются с помощью родителей преуспеть сразу и везде. Вот лишь следующие высказывания академика АМН Л. Бадаляна, справеливость которых доказывает жизнь:

   Бессмысленно ждать от детей одного возраста одинаковых «плодов» просвещения- и на дереве не весь урожай созревает одновременно. Выращивать из каждого гения- это нереально, но заметить способности, потенциально заложенные практически в любом из людей, не дать им заглохнуть, развит их- в наших силах. Не утратить природную одаренность — это означает прежде всего сохранить индивидуальность. Надо воспитывать индивидуальности, а не индивидуумов с определенной суммой знаний.

   Очень важен контакт 6-7-летнего ребенка с родителями. Совместные посещения концертов, чтение литературы помогут родителям определить тягу ребенка к той или иной области искусства. Пусть все, что ребенок видел, услышал, перескажет вам , нарисует. Проследите ход его мыслей. Главное, суметь пробудить в ребенке интерес к совместному общению с окружающим. Есть прекрасное высказывание А. Чехова : «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью».

   Вместе с тем, обсуждая что-либо из увиденного или услышанного, особенно важно объяснять ребенку основную мысль, приведя множество примеров, чтобы проверить, насколько она была понятна и в какой мере усвоена. Необходимо так организовать различные мероприятия, чтобы прежде всего систематически и неуклонно формировать не только сознание своего ребенка, но и самому образовываться и нравственно воздействовать на него. Ничей другой пример не запечатлевается глубже и тверже примера родителей. Самые правильные, разумные, продуманные методы воспитания не принесут никакой пользы, если общий тон, стиль вашей жизни не соответствует его содержанию.

О РЕЖИМЕ ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МУЗЫКОЙ

   Многие родители спрашивают, в какое время дня занятия будут более продуктивными? Любое время, если есть желание и нет усталости, продуктивно, и наоборот.

   Ребенок не должен быть уставшим. А порой от игр на улице, куда отправляют родители погулять перед занятиями музыкой, ребенок выматывается так, что пользы от занятий нет. Лучший отдых перед занятиями музыкой-совместные прогулки, но и во дворе отдых должен быть организованным.

   Контроль со стороны родителей занятиями музыкой в первые три года необходим. Родители тем самым закладывают основные навыки в работе у своего ребенка и активизируют стремление к самостоятельным занятиям. Воспитание самостоятельности в занятиях является важной частью как преподавательской работы, так и родительской. Выдающийся педагог-исполнитель Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагогов — скорее быть ненужным ученику, т. е. Привить ему ...самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели...»

БУДУЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ ИЛИ ЛЮБИТЕЛЬ

   Часто родители бывают обеспокоены тем, что если ребенок поздно начал заниматься на инструменте (10-11 лет), то он уже не станет профессионалом.

   Опираясь на исторические факты нельзя категорически сказать «да» или «нет». При наличии способностей, желания и возможности заниматься возраст не должен быть препятствием. Будем откровенны, обычный возраст для начала занятий музыкой — 6-8 лет. Более старший возраст в некоторой степени затруднит работу, потому что пластичность руки, необходимая эластичность пальцев и кистей развиваются быстрее в раннем возрасте, но способный и мыслящий подросток добивается, как правило больших результатов, чем более младший, хотя и с большим дарованием.

   При всем том никто не может заранее предрекать будущее ребенка. Главное — первый учитель должен быть внимательным, добросовестным, опытным, так как фундамент- это та часть здания, которая требует максимальной крепости, прочности, долговечности. Все должно быть настолько надежным, чтобы выдержать эксплуатационную нагрузку и испытание временем. Но бывают учителя с отличной репутацией исполнителя, которые будут превосходными педагогами для подвинутого ученика, но могут оказаться неспособными заложить прочную основу знаний у начинающих.

   Впечатления, полученные в детстве, самые прочные. Для того чтобы занятия не травмировали ученика из-за его ограниченных возможностей в исполнении, на начальном этапе обучения от педагога требуется не виртуозность, а глубокая музыкальность и понимание детской психологии.

   Если ребенок не будет профессионалом, пусть будет любителем. Делать прогнозы довольно трудно- многое решает сама жизнь, ситуация, в которой оказывается ребенок. Быть любителем хорошей музыки, понимать ее, пробуждать в себе благородные порывы, а не быть поклонником убогих образчиков дурного вкуса — это ведь не мало. Контакт с вульгарностью наносит еще несформировавшейся личности только вред, какую бы форму она не принимала, касается ли это литературы или музыкального произведения.

   Не секрет, что многие родители чувствуют себя некомпетентными рядом с занимающимся музыкой ребенком. Некоторые из них говорят при ребенке открыто, что недопустимо, «Я ничего не смыслю в этом деле». Кто знает, занимайся он в свое время музыкой хотя бы как любитель, как бы это пригодилось для занятий с собственным ребенком. В этом ведь и состоит преемственность культуры.